Планировка офиса и принципы распределения зон

Принципы планировки офиса отличаются от принципов распределения места в квартире или доме. В первую очередь это связано с функциями, которые выполняют помещения.

планировка офиса

Зонирование офисов

Несмотря на принципиальные отличия в назначении, у жилых и офисных помещений есть схожие зоны:

  • зона для приёма гостей (клиентов) – это стойка для ресепшена и/или места для ожидания, обустроенная стульями или диваном. Она не имеет ярко выраженных границ в виде стен. Если есть перегородка для отделения её от рабочей зоны, то чаще всего она представляет собой прозрачную плоскость или стеклянную раздвижную перегородку в виде двери;
  • рабочая зона – это непосредственные места для персонала. При её планировании используют разные принципы, которые зависят от трёх факторов: специфика работы, система распределения рабочих мест и выраженность иерархии должностей;
  • зона отдыха: под ней подразумевают отдельную кухню или место, в котором персонал может встретиться за чашкой чая или оставить свои вещи.Оборудуется только при наличии достаточного количества места. Априори должна быть непрозрачной.

Иногда эти зоны имеют весьма условные границы, которые постороннему человеку могут быть и незаметны. При достаточном количестве пространства для размещения рабочих мест и умении использовать современные технологии в виде раздвижных стен или модульных перегородок с зонированием можно справиться даже в самом маленьком офисе.

Принципы планирования офисных помещений

За последние 30 лет обрисовалось 3 способа зонирования офисного пространства, которые приобрели название тех континентов, на которых они получили широкое распространение.

 

Принципы планирования офисов

Азиатский

Советский

Американский

Особенности

Сплошное пространство (общая посадка)

Кабинетная система

Комбинирование кабинетной системы и принципа общей посадки

Типы используемых перегородок

Отсутствуют или экранные

Стационарные

Стационарные прозрачные, модульные, экранные

 

Офисы в странах Востока

Азиатский офис на основе экранных перегородокАзиатская планировка – это большая площадь, на которой могут одновременно работать от десяти до нескольких сотен офисных сотрудников. У каждого своё рабочее место. Все на виду друг у друга, а стол начальника может находится рядом со столом подчиненного. Такую систему планирования офисных площадей на западе прозвали «открытым космосом».

В чём её преимущества? Это доступность каждого сотрудника и возможность беспрепятственного обсуждения рабочих вопросов. Со временем границы мест были очерчены с помощью невысоких прозрачных перегородок.

Со временем границы мест были очерчены с помощью невысоких прозрачных перегородок из-за высокого психологического напряжения в коллективе.

Советская система зонирования

Она ещё очень часто встречается на постсоветском пространстве. Это коридорный принцип: отдельный кабинет для каждого отдела на 2-4 человека и индивидуальные для руководства. Сотрудники работают изолированно. В качестве перегородок использованы стены, иногда – непрозрачные перегородки со звукоизоляцией. Используется современными компаниями очень редко (при аренде зданий с такой планировкой). Особенности:

  • наличие индивидуальной зоны, что благоприятно влияло на психологическую атмосферу;
  • нерациональное использование площади здания, системы отопления и дневного света (в одних кабинетах светло, а в других – темно);
  • отсутствие контроля за работой друг друга.

 Американский подход к планированию офисного пространства

Стеклянные перегородки в американском офисеВ США использовали комбинацию двух выше обозначенных систем: они рассаживали сотрудников в одном большом помещении, но давали возможность индивидуализировать рабочее место начальникам отделов. У клерков тоже были перегородки, но высота их не поднималась более, чем на 1-1,2 м. В тоже время кабинет менеджера был собран из прозрачного или полупрозрачного материала с возможностью временно его закрыть с помощью систем жалюзи.

В итоге именно американская система зонирования начала распространяться по всему миру, поскольку она не нарушала принципов территориальной обособленности, но при этом оставляла возможность взаимного контроля в рабочей обстановке. Оказалась наиболее эффективной, как с позиции менеджмента, так и с позиции рационального распределения офисных площадей. Используется во всех странах Европы

 Материалы для планировки офисов

Зонирование офисного пространства выполняют с помощью 4 видов перегородок, у каждой из которых есть свои особенности:

 

Тип перегородки

Стационарная

Мобильная

Экранные

Manet

Особенности

Имеет дверной проём.

Не позволяет перераспределить пространство за счёт прочной фиксации.

 

Позволяет перемещать их, перераспределяя место и зонируя его по потребности.

Отделяют рабочее места друг от друга.

Используют для оборудования мобильных переговорных зон внутри офиса.

Материал

Триплекс, ламинированное или закаленное стекло.

Декоративные виды стёкол.

Триплекс, ламинированное или закаленное стекло.

Прямые или изогнутые листы декоративного стекла

 

Если вам нужно спланировать или перераспределить офисное пространство, то лучшим материалом для этих целей является стекло. Видовое разнообразие поможет остановится на приемлемом типе, а оперативный монтаж без пыли и грязи – переоборудовать офис буквально за одни сутки.       

Оцените материал: 

Голосов пока нет

Каталог: 

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях